№ 45
06 ноября 2003 г.
Тамара ЛИСИЧИК
Пар на замке,
а газ проходит мимо...
В НОМЕРЕ:

»Поддай пару!» — кричал с верхней полки добротной русской бани важный чеховский господин... Какое блаженство! Казалось бы, столетие позади, и мир к прогрессу движется, но не дана сия роскошь многим гражданам нашим, в особенности тем, кто доживает свой век в затерявшейся провинциальной деревушке.
А если следовать суровой статистике, то в каждой третьей деревне Жабинковского района и вообще бани нет! Собственно, не в отдаленности главная причина. Печальные реалии нездорового быта пояснил главный врач Центра гигиены и эпидемиологии Николай Беганский:
Как правило, все сельские бани были на балансе сельхозпредприятий. С ухудшением экономической ситуации позиция руководителей изменилась. Поскольку содержание бань требует дополнительных финансовых затрат, в колхозах и совхозах стараются передать их на баланс коммунхоза.
Под свою опеку жабинковские коммунальники за последнее время взяли три сельские бани. А всего по району насчитывается 17 общественных бань: две городских и пятнадцать сельских, пять из которых вообще не работают. Кое-где и здания обветшали, да и оборудование требует капитального ремонта.
Если деревня жила и развивалась, то шло и строительство бань на личных подворьях. На сегодняшний день 98 населенных пунктов имеют всего 63 бани, — добавил Николай Константинович. О строительстве личных бань говорить не приходится: село состарилось вместе с пожилым людом, который положил руки и силу на завоевание колхозных рекордов. И теперь беспомощные «стахановцы» уже в тягость тем, на кого работали.
Убедиться в этом нетрудно, даже не удаляясь в глубинку. Стоит свернуть с трассы Москва — Брест, не доезжая до областного центра километров двадцать. Взору предстанет райский уголок деревни Петровичи. Об особенности здешних мест будет сказано позже, поначалу выслушаем местных жителей!
Приезжали из Минска, спрашивали: «Почему вы не моетесь?» — заговорили сельчане. — А как можно помыться? Дрова сырые. Истопник мучился пару лет, ушел работать в другое место. Говорят, ему не платили. А мы страдаем. Хотя бы детей пожалели!
Рядом с речной затокой, в тени высоченных деревьев виднелось кирпичное здание. Старинного образца крылечко, где вверху значилось: «Баня». На двери — замок. Единственные, кто важно вышагивал около сельской бани — любопытные куры да гуси.
Под асфальтом через всю деревню газ идет до самой «обкомовской» дачи. Пару лет назад проложили, — подсказали в Петровичах. — От трубы до бани метров тридцать. Говорят — дорого. А что за забором делается? Строят, ломают и снова строят.
По словам жителей деревни, дачу, принадлежащую облисполкому, сейчас наведывают «сверхначальники», высокие чиновники Бреста, Минска. Что-то достраивается. А какая реконструкция обходится без материальных затрат? Ко всему прочему, не так давно здесь вырос внушительный забор с колючей проволокой сверху, заодно за забором оказались дубовые рощи, озеро — достояние сельчан. Как не бунтовать народу, когда приходится (и то в теплое время года) нагревать в ведрах воду и под открытым небом устраивать за сараем купальню?
Местная власть считает, что в совхозе «Ракитница», на чьем балансе петровичская баня, приложено максимум усилий, чтобы она работала: сделан перевод с электрообогрева (дорого. — Авт.) на печное отопление, произведен соответствующий ремонт. Нанять истопника хозяйство не в состоянии — большие материальные потери. Сельчанам в таком случае следует «самим организоваться». Надо полагать, установить график работ. А как же немощные старухи?
Что касается перевода отопления на газовое, об этом и речи быть не может. «Кто за него будет платить?» — вопросом на вопрос ответили в исполкоме. А в деревне уже поговаривают, что не однажды приезжали в Петровичи купцы, чтобы приобрести здание бани в личное пользование. Однако начальство пока не спешит с ее продажей. А если такое случится, то с условием, чтобы 3 — 5 лет здесь выполнялись прежние услуги.
Пойдут ли на такое предложение коммерсанты, сказать трудно. В коммунхозе, к примеру, подсчитали убытки, что несет предприятие из-за обслуживания четырех бань. За восемь месяцев текущего года они составили 12,3 миллиона рублей. К примеру, себестоимость одной помывки составляет 2813 рублей, а для населения разовое посещение бани стоит 1040 рублей. Явные убытки.
Чтобы объект окупался, частник, возможно, организует комплексное обслуживание: бассейн, массаж, прочие прелести. Как заметил главврач Центра гигиены Николай Беганский:
Баня несет не только гигиенические аспекты, но и элемент общения, сервис. Но дай Бог нам соблюдать хотя бы санитарные нормы.
Экономика , Социум
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика