№ 6
5 февраля 2004 г.
Михаил Янчук
Новый элемент
Когда сидишь в собраньях шумных,
Язык пылает и горит;
Но люди делятся на умных
И тех, кто много говорит.
И.Губерман
В НОМЕРЕ:

»Все течет, все изменяется» — эта задумчивая, как плакучая ива, философская сентенция вернее всего отражает сущность и динамику процесса окружающего нас бытия. Неугомонные ветры перемен фривольно ерошат номенклатурную листву даже в раскидистой кроне того юридически несуразного древа, коим некогда вообразил себя Александр Лукашенко, заявив, что все ветви государственной власти произрастают непосредственно из него.
При этом неявно выраженном «пять пишем — семь в уме», в полном соответствии с затейливым профилем правосознания нашего лидера, вероятнее всего подразумевалось, что конституционная система сдержек и противовесов между ветвями власти является пустой формальностью и демократическим анахронизмом. Ибо на кой ляд, казалось бы по простоте душевной, вся эта изощренная казуистика государственного строительства, если сам вождь и любимец народа при малейшей оказии публично клянется, что является главным гарантом Конституции, на которой он присягал Отечеству? Чем на деле обернулись все эти высокопарные гарантии для Основного закона республики при активном соучастии не в меру ретивых господ антоновичей, мы с вами, земляки, имели несчастье наблюдать лично.
Однако все сущее в нашем нескучном мире одержимо тенденцией к самосовершенствованию, и в принципе ему нет пределов. Поэтому творческий поиск совокупного административного гения отчаянных воевод многогрешной президентской рати иногда приводит к действительным или мнимым новациям. Вовсе не потому, что верноподданная «вертикаль» осознанно стремится к каким-либо преобразованиям, а хотя бы в силу банальной истины, что и слепой курице иногда зерно попадается.
Во всяком случае, совещание по вопросам внутренней и внешней политики, имевшее место в минувший четверг, наш велеречивый кормчий назвал новым элементом в практике государственного управления. Оно, конечно, с одной стороны, «жираф большой — ему видней», однако с другой обуревает нешутейное удивление: что же там такого взаправду нового смог углядеть своим орлиным оком наш самый главный руководящий товарищ в банальной говорильне с совещательным уклоном? И так у него эти совещаловки едва ли не каждый божий день — ужель не обрыдло на десятом-то году беспримерного доселе административно-пастырского служения родному народу?
Как это ни странно кажется на первый взгляд, а «батька», однако, прав насчет новизны вышеупомянутого мероприятия. Ведь всегда до сих пор чиновные сборища такого рода проводились по заранее определенной тематике с предварительной оперативной подготовкой, непременно включая в свое сюжетное построение публичную порку пере- или недоусердствовавших высоких должностных лиц для услады души глядящего в телевизоры электората. Иными словами, наш рулевой всегда предварительно знал, кого именно из бонз «вертикали» или губернских столоначальников, в каких объемах и с какой интенсивностью он должен, простите за выражение, вздрючить публично за допущенные оным (возможно, виртуальные) прегрешения во имя торжества идеалов широкомасштабной социальной педагогики. А тут вдруг сплошной пацифизм и ни розг тебе, ни шпицрутенов — есть от чего озадачиться.
Более того, совещание имело открытый формат, его повестка дня не регламентировалась жесткими рамками и предполагала обсуждение самых актуальных вопросов текущего момента во всех сферах, касающихся главных болевых точек нынешнего бытия нашей замечательной, неповторимой на трезвую голову республики. Надо понимать, что это был своего рода мозговой штурм актуальных проблем при нулевом значении традиционного вектора репрессивной составляющей, в чем, собственно, и заключается вся новизна вышеозначенной административной затеи.
И хоть, как всегда в таких случаях, не только откровения участников совещания, но и общий абрис его тематики не стали достоянием широкой гласности, совершенно определенно можно сказать, что дискуссия без бития однозначно понравилась нашему кормчему, заявившему, что такие совещания станут постоянными, а что до их периодичности, то ее подскажет сама жизнь... К участию в данных мероприятиях будут регулярно приглашаться высшие должностные лица государства и некоторые руководители госорганов, хотя персональный состав визирей и доверенных аксакалов оной диванной партии будет претерпевать по мере необходимости определенные изменения.
По мнению нашего кормчего, новая (без публичной порки) форма консультаций призвана обеспечить еще более результативную и слаженную работу Совета Министров, Администрации президента, Государственного секретариата Совета Безопасности и других органов управления. Словом, наш государственный голова вроде бы и готов хотя бы в качестве эксперимента отказаться от большевистской догмы, что битие определяет сознание человека вообще и чиновника в частности, но наряду с этим (явно адресуясь к последствиям трагедии в Краснополье) призвал: «Надо еще раз встряхнуть... руководящий состав, повернуть их к ответственности перед людьми».
Дабы облечь плотью эту руководящую установку, правительству, Администрации президента и Совету Безопасности поручено подготовить документ, направленный на усиление дисциплины в стране. Кажется, земляки, что все это мы с вами уже давеча проходили. Как в ипостаси Советского Союза под руководством Андропова, так и в нынешнем суверенном масштабе под началом самого Александра Григорьевича.
Важнейшим фактором социальной стабильности в обществе Лукашенко назвал материальное благосостояние людей. Оно понятно, ведь сытое брюхо ко многому глухо, но далеко не всегда здравый рассудок позволяет нам соглашаться с руководящими сентенциями нашего кормчего. «В стране достаточно запасов продуктов питания, с тем чтобы цены на них не возрастали», — говорит Лукашенко, и невольно у меня лично возникает сомнение в соответствии стандарту его экономического образования, ибо коню понятно, что доступность для покупателя разнообразного содержимого отечественных гастрономов при рыночных отношениях менее всего определяется величиной складских запасов.
А стоимость энергоносителей (в частности, того же природного газа, вокруг цены на который вот уже второй месяц пылает сыр-бор из страстей и утраченных иллюзий) еще сыграет свою роковую роль в возрастании цен на нашем внутреннем рынке, включая и рынок продуктов питания. В конечном итоге за все заплатит рядовой потребитель — как на бытовом, так и на производственном уровне. И никто всерьез даже не станет обвинять родимое правительство за то, что оно перекладывает бремя социальных тягот на плечи простых трудящихся. Поскольку выше головы не прыгнешь, а требовать у власти принципиально невозможного по меньшей мере глупо.
Парадокс в том, что переход во взаимоотношениях с Россией на сугубо рыночные (в том числе и по энергоносителям) отношения может послужить существенным толчком для рыночных преобразований в самой Беларуси. Точнее говоря, он просто обязан явиться таким толчком, ибо иначе положение дел в экономике республики упадет не просто «ниже колена» (по «батькиной» терминологии), оно упадет до полного «положения риз».
В то же время отказ от практикуемой доселе политики унизительной смеси попрошайничества с вымогательством под блеклым знаменем панславизма и ветхой хоругвью православия должен благотворно отразиться на жизненном тонусе нашего чахлого национального суверенитета. Что вовсе не лишне, поскольку в российской Думе уже слышны голоса отдельных (но довольно влиятельных в данный момент) политиков, что, мол, государственного образования белорусской нации никогда в истории не существовало.
Понятно, что многовековая история Великого княжества Литовского почему-то выпала из и без того скудного запаса их исторических знаний, но эта безграмотность отцов-законодателей сопредельной страны вкупе с долговременными последствиями для многих легко внушаемых мозгов десятилетнего интеграционного флирта чреваты теперь для суверенитета нашей республики достаточно негативными последствиями.

Беларусь на фоне лидеров свободной торговли
Страны Население, млн.чел. ВВП на душу населения, $ Экспорт товаров и услуг, $ млрд.
Сингапур 4,17 27,172 126,4
Новая Зеландия 3,93 18,721 24,7
Люксембург 0,45 56.660 29,9
Ирландия 3,9 29.792 121,1
Беларусь 9,95 1.500 10,5*
* Оценка за 2003г.
Источник: Index of Economic Freedom, 2004
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика