|
Когда просматриваешь милицейские сводки по Бресту, то обращаешь внимание: чаще всего в них фигурирует Московский район. Не был исключением и год минувший. На территории района зарегистрировано 2.414 преступлений (годом ранее, в 2002-м, их было 2.185). С этой, увы, печальной статистики начался наш диалог с прокурором Московского района старшим советником юстиции Владимиром ПОПКО.
— Получается, Владимир Владимирович, что практически ежедневно на территории Московского района совершается 6-7 преступлений. Не многовато ли? Как прокуратура оценивает криминогенную обстановку? Она что — имеет устойчивую тенденцию к ухудшению?
— Я бы так однозначно не сказал. Здесь переплетены многие обстоятельства, которые необходимо учитывать. Московский район — это, по сути, город в городе. Крупный промышленный, строительный и транспортный узел, со своей инфраструктурой, высокой плотностью населения, проживающего в так называемых новых «спальных» микрорайонах. Все это накладывает отпечаток на состояние законности. Плюс еще социально-экономические реалии жизни, которые, сами знаете, далеки от спокойного благополучия.
А что касается непосредственно криминальных тенденций, то они зачастую носят волнообразный характер. Скажем, в прошлом год в нашем районе наметилось снижение тяжких и особо тяжких преступлений (с 733 до 532), разбоев (с 130 до 64), умышленных убийств (с 17 до 12, из них 3 покушения на убийство). В то же время значительно возросли грабежи, хулиганство, кражи автотранспорта — они и дали «прибавку», повлиявшую на общий рост преступлений.
— Насколько я знаю, итоги года недавно рассматривались в районной прокуратуре. Что показал анализ?
— Криминогенная обстановка остается сложной и напряженной. Как и прежде, в динамике преступлений преобладают корыстные преступления, растут посягательства на личную собственность граждан, продолжает расхищаться государственное и общественное имущество. Такое положение усугубляется состоянием экономики, потерей работы или неполной занятостью населения. Достаточно сказать, что сегодня на учете в городском центре занятости состоит почти пять тысяч неработающих жителей Московского района. В количественном отношении это вполне сравнимо с коллективами таких былых промышленных гигантов, как БЭМЗ, «Цветотрон» или электроламповый завод. А где социальная неустроенность — так и беда ходит по пятам.
— На карте района у Вас, очевидно, обозначены «горячие точки», где складывается наиболее неблагоприятная обстановка. Можете их назвать?
— Да, криминогенно-проблемными мы считаем микрорайоны «Восток», «Центральный», «Заводской» и «Ковалево». Анализ свидетельствует, что в прошлом году тут зафиксирована львиная доля преступлений и правонарушений. На этом фоне гораздо спокойнее выглядит «Вулька». Отчасти потому, что это самый молодой микрорайон, жителей поменьше да и статус «спальный» доминирует в его инфраструктуре.
— Если я правильно понял, то поскольку на «Востоке», допустим, гораздо больше увеселительных заведений — там больше и вероятность правонарушений?
— К сожалению, это так. Нас не может не волновать, что многие разбои, грабежи и хулиганские поступки совершаются вблизи заведений, где продаются спиртные напитки — кафе «Руслан», дискобар «Везувий», «Планета Рок», «Лунный свет», около ночных торговых точек — магазинов «Брест», «Космос» и других. Как правило, большинство преступлений происходит в вечернее и ночное время, а по дням — это пятница, суббота, воскресенье.
— К нам в редакцию недавно обратилась молодая брестчанка, которая подверглась нападению хулиганствующих подростков. Она говорит, что по вечерам боится одна ходить по улице...
— Мне понятна ее обеспокоенность, как и других горожан. В прошлом году значительно (на 52,2%) возросло количество уголовно наказуемых хулиганств. Всего их было зарегистрировано 280, не раскрыто 173. Схожая картина и по грабежам: из 150 не раскрыто 86. Вы спросите: почему? Плохо работает милиция? Да, к ее сотрудникам у нас есть серьезные претензии. Но основной причиной является то, что потерпевшие зачастую не могли указать примет нападавших, так как подвергались нападению внезапно и испытывали шок, нервное потрясение. Как в таком случае искать преступника по горячим следам? Конечно, в дальнейшем милицией проводились оперативно-розыскные мероприятия, но временной фактор был упущен, что влияло на раскрываемость преступлений.
— Думаю, для потерпевших это слабое утешение. А что прокуратура со своей стороны предпринимает для того, чтобы милиция работала эффективнее, чтобы укрепить правопорядок в районе?
— Мы потребовали от руководства РОВД усилить противодействие уличной преступности. В частности, при проверке выяснилось, что более трети территории Московского района остается без прикрытия, т.е. без патрулирования нарядами милиции. Отсюда и «белые пятна» по своевременной защите граждан. Да и сами граждане, я в этом глубоко убежден, могут и должны оказывать больше содействия милиции в борьбе с правонарушителями. А нередко бывает так, что потерпевшие или свидетели предпочитают молчать, забывая о своем гражданском долге.
В минувшем году прокуратура также провела проверку, как исполняется законодательство по борьбе с рецидивной преступностью. Выявлено, что большинство лиц, ранее судимых, находилось вне поля зрения органов внутренних дел. Поэтому кто-то из бывших «зэков» вновь взялся за старое — грабежи, разбой, мошенничество... По результатам проверки в РОВД было внесено представление. При этом поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника службы ООПП РОВД майора милиции В.Блищика, ослабившего контроль за профилактической работой участковых инспекторов.
— Кстати, об инспекторах. Бытует мнение, что они порой чересчур лояльны к потенциальным преступникам. Семейный дебошир и пьяница, например, постоянно избивает жену, а участковый инспектор его только увещевает. Чего ждать — пока в семье не случится трагедия?
— Согласен, бездействие со стороны милиции, безнаказанность нередко приводят к фатальным последствиям. Незадолго до Нового года у нас в районе произошло жестокое убийство. Стали выяснять причины и обстоятельства. Оказалось, 19-летний сын, находясь в изрядном подпитии, решил расправиться со своей матерью. Взял и умышленно ударил ее по голове 16-килограммовой спортивной гирей. Мать от полученных травм скончалась. Еще одно убийство было совершено в доме, где собирались лица без определенного места жительства, не работающие, ранее судимые. Фактически тут был притон, где постоянно распивали спиртные напитки. Конечно, если бы надлежащим образом была организована профилактическая работа, то милиция должна была располагать информацией об этом притоне и преступление можно было предотвратить.
— Владимир Владимирович, давайте с сугубо криминальной стези перейдем на другую, не менее актуальную — хозяйственного права. От прокурорских работников доводилось слышать, что сейчас им с головой приходится окунаться в экономику, вникать в платежи, налоги, финансы...
— Что поделаешь, жизнь вносит коррективы в нашу работу. Сегодня, например, остро стоит вопрос о погашении задолженности по налогам и бюджетным платежам. Прокуратурой района ежеквартально запрашиваются соответствующие сведения из налоговой инспекции. Анализ показывает, что ряд предприятий — особенно государственного сектора экономики — постоянно допускают недоимку. В частности, ОАО «БЭЛЗ», РУПП «Завод Цветотрон», ОАО «БЭМЗ», БКУП «Металлист» и др. Конечно, причины — в их экономической нестабильности. Однако никто не освобожден от своевременной уплаты налоговых платежей в бюджет. По требованию прокуратуры в прошлом году 17 юридических лиц были привлечены к материальной ответственности. Общая сумма штрафных санкций — более 22 млн. рублей.
— Понятно, платежи в бюджет — дело святое. А как насчет заработной платы? Если людям ее месяцами не платят, вмешивается ли прокуратура?
— Это как раз надзор за исполнением трудового законодательства. По поводу несвоевременной выплаты зарплаты прокуратурой объявлены официальные предупреждения руководителям БКУП «Металлист», ОАО «БЭМЗ», ООО «Ясень». Кроме того, проверки были проведены в ЗАО «Брок-Брест», ОДО «Тверис-Вест ЛТД», ЧУПТП «Тэсти фуд» и ряде других предприятий. Внесены преставления об устранении нарушений трудового законодательства, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
— А как часто люди жалуются непосредственно в прокуратуру? Много ли писем получаете?
— В прошлом году к нам поступило более 600 жалоб и заявлений граждан. Непосредственно в прокуратуре разрешено свыше 400 обращений, из них 125 признаны обоснованными и удовлетворены. Данный факт свидетельствует, что нарушение прав граждан носит довольно распространенный характер. Кстати, по этому поводу, а также в целом о состоянии законности и правопорядка направлена информационная записка администрации Московского района. Прокуратура предлагает обратить особое внимание на выявленные нарушения и принять конкретные меры по их предупреждению. Надеемся, что сообща мы сможем переломить негативные тенденции, укрепить правопорядок на территории района.
|