№ 41
8 октября 2003 г.
Алексей КРЯКВИН
Если читан, то не понят,
если понят, то не так
В НОМЕРЕ:

Красиво показывают судебный процесс в американских фильмах. Атмосфера пропитана духом уважения к закону, собравшимся, к адвокату противоборствующей стороны и прокурору. Ни одного такого русскоязычного фильма я не видел. Если и снимают, то исключительно криминал. Иллюзия, построенная американскими фильмами, на заседании стала потихоньку превращаться в руины.
«Тут и подраться могут», — подумал я и с противоречивым чувством покинул зал суда. За комментариями о состоянии правовой грамотности населения позже обратился к судье Брестского районного суда Ирине Крыпе.
Ирина Семеновна, как давно Вы работаете судьей?
Судьей в суде Брестского района и вообще судьей работаю с марта 1997 года. За это время пришлось рассматривать большое количество интересных и сложных дел. В основном, это гражданские дела. Также очень много их о разделе собственности, земельных участков, возмещении ущерба. Из уголовных часто бывают дела о незаконном пересечении государственной границы (производство по ним ввиду расположения границы ведет Брестский районный суд - А.К. ). Количество дел по нарушению трудового законодательства невелико. В большитнстве, это дела о восстановлении на работе. На одном из таких процессов главный бухгалтер одной фирмы сказала мне, что она не знает Закона «О бухгалтерском учете и отчетности».
Что ведет людей в суд?
Чаще всего, как ни странно, это незнание своих прав и обязанностей. И еще незнание того, куда им надо изначально обращаться. На днях на приеме у меня была девушка. Она попросила дать консультацию, как ей правильно составить исковое заявление. Заниматься этим суд не имеет права. Я отправила ее в юридическую консультацию. Девушка хотела, чтобы я ей написала образец искового заявления. У нас на доске обьявлений вывешены образцы заявлений о расторжении брака, взыскании алиментов, но сделать шаблоны по всем делам невозможно. Эта девушка хотела взыскать моральный и материальный ущерб за нанесенные ей телесные повреждения. Потом выяснилось, что она не представляет, какую именно компенсацию хочет взыскать. Люди путают моральный вред с материальным. Иногда требуют взыскать огромные суммы, что суд сделать не сможет, принимая во внимание материальное и семейное положение ответчика.
Не становится ли судебное разбирательство способом зарабатывания денег?
Я думаю, что нет. Мы строго следуем закону и не даем гражданам наживаться на гражданских делах. Если человеку причинено моральное страдание, и он в соответствии с законодательством он имеет право на его возмещение, суд взыщет сумму.
Возросло ли количество гражданских дел?
Да. Согласно законодательству стало больше исков, с которыми можно обращаться в суд.
Как Вы можете охарактеризовать состояние правовой грамотности и культуры населения?
Исковые заявления, в основном, составляют адвокаты. По многим делам, в частности о расторжении брака, услугами адвокатов не пользуются. В документах, составленных гражданами, присутствуют и грамматические ошибки, и формулировки, с трудом поддающиеся толкованию. Люди пишут так, как понимают. Согласно Закону, мы принимаем к рассмотрению все заявления, тем более что далеко не всякий может позволить себе адвокатскую помощь. Большинство граждан Республики Беларусь являются юридически безграмотными. Однажды я рассмотривала дело о взыскании ущерба. Ответчик после решения по делу сказал, что я неправильно его рассмотрела: я поступила по закону, а по его мнению, надо было поступать «по морали». Спрашивают, зачем мы издали такие законы. Объясняем, что суды законов не издают, а только их применяют, а люди намереваются жаловаться вплоть до Национального собрания.
Права свои осознают все. А иногда придумывают себе дополнительные. А вот обязанности по отношению к окружающим, самой республике стараются не замечать. Люди мыслят на бытовом уровне, который в судебной деятельности не всегда приемлем. Воспитанием правовой грамотности у нас занимаются, да видно, мало. Редко кто знает, как правильно вести себя в суде. Впервые принимающий участие в процессе хочет сказать все и сразу. Тут же начинает выступать другой человек. Перебивает первого, получается каша, приходится наводить порядок в судебном заседании.
Зависит ли решение суда в гражданском процессе от умения сторон грамотно излагать свои суждения?
Не зависит настолько, чтобы суд вынес неправильное решение. Несмотря на то, что в Гражданском кодексе написано, что процесс носит состязательный характер, суд должен выносить решение на всех исследованных доказательствах. Принцип состязательности в судебном процессе реализуется более полно, когда в нем участвуют адвокаты или люди, которые уже имеют опыт обращения в суд. Когда человек прошел уже один или два процесса, он знает, как и что он должен в суде делать, как себя вести. Участники процесса позволяют себе и выкрикивание с места, и реплики по отношении к противной стороне, иногда даже оскорбления, за что привлкаются судом к ответственности.
В разбирательстве о правомочии председателя товарищества отключать свет точка еще не поставлена. Независимо от грамотности сторон решение будет вынесено. Естественно, что после его вынесения останутся недовольные, и не исключено, что они обратятся к суду с претензией, что дело было рассмотрено не «по морали».
Общество , Социум
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика