|
Выступая в Кореличском районе, Александр Лукашенко заострил внимание на «узлах» продовольственного рынка республики - в частности, на проблеме молочных продуктов. Президент тогда рассказал о ситуации, сложившейся, как ни удивительно, в Брестской области.
Глава государства сообщил следующее: «Сейчас точно не знаю, а вот весной, в начале вот этого периода молочного, как только на пастбище вышел скот, тогда молока ж больше, вы ж понимаете, нам некуда было девать сливочное масло. И губернатор Брестской области (это он первый) приехал ко мне и говорит: «Александр Григорьевич, заберите масло, помогите мне куда-нибудь деть. У меня около тысячи тонн масла некуда девать». Я говорю: цена? А цена на 50 процентов дороже, чем у Лужкова в Москве. Так я говорю: «Куда я тебе возьму?»
Какова же ситуация с маслом животным теперь, рассосался ли «масляный» тромб на складах перерабатывающих предприятий? Непосредственный хранитель информации - КУТПП «Концерн «Брестмясомолпром» в лице генерального директора Н.Язубца наотрез отказался беседовать с корреспондентом «БК». Николай Мефодиевич долго крутил в руках мое журналистское удостоверение, выяснял, частная ли мы газета, и, в конце концов, послал представителя «четвертой власти»... в органы статистики. Воспользовавшись этой рекомендацией, мы выяснили следующее: запасы сливочного масла на 1 сентября 2003 года в Брестской области составили 733 тонны, или 63,8% к среднемесячному объему производства. Конечно, все познается в сравнении. В 2002 году за аналогичный период запасы составляли порядка 514 тонн масла, или 42,1% к среднемесячному объему производства.
А вот еще несколько любопытных цифр, полученных нами в органах статистики. В январе-августе 2002 года в области всего было выпущено (включая выработку масла из давальческого сырья) 9773 тонны масла. В этом году - 9187 тонн. Иными словами, нынешний темп роста составил всего 94,1% к прошлогоднему. Следует сказать, что загрузка производственных мощностей в 2002 году была 60,1%. От комментария воздержимся. Нелишне заметить, что из одиннадцати предприятий области, выпускающих масло животное, нынче пять откровенно «забуксовали», снизив темпы роста.
И, тем не менее, может ли белорусское животное масло торить путь на зарубежные рынки? Как нам пояснили в Брестском областном управлении статистики, наше масло экспортируется только в Россию. В 2003 году брестские предприятия в принципе держат прошлогоднюю планку. Если за январь-июль 2002 года мы в Россию экспортировали 3490 тонн продукции, то за аналогичный период 2003 года - 3335 тонн, или 95,6% соответственно. Российский рынок, казалось, такой необъятный, давно поделен. Здесь нас не ждут - а доминируют Украина, Новая Зеландия, Австралия, Германия, Финляндия.
Белорусский производитель вынужден ориентироваться из-за высокой себестоимости продукции на внутренний рынок. Здесь сказывается низкая жирность молока. В первом полугодии 2003 года она составила всего 3,59% - на уровне прошлого года. По информации управления торговли и потребительского рынка Брестского горисполкома, в этот период при плане поставки 420 тонн масла животного город выбрал 476 тонн продукта. Только известная в регионе торговая фирма ОАО «Продтовары» реализовала покупателям 97,9 тонн масла (в первом полугодии 2002 года - 87,2 тонны). Но торговля стонет в прямом смысле слова - Постановление Минэкономики №174 от 20.08.2003 года «подрезало» торговые надбавки и позволило производителям на то же масло (пусть и ненамного) увеличить отпускные цены.
В то же время розничные цены не увеличились: 200 граммов масла крестьянского в фольге, как и месяц назад, стоит 1270 рублей. Но вот торговая надбавка упала с 15% до 12%, и это сразу же почувствовали торговые предприятия.
А сейчас вопрос, интересующий многих наших читателей. Почему в брестских магазинах практически невозможно увидеть животное масло российского (или украинского) производства? В Смоленске цена 200-граммовой пачки масла колеблется от 17 до 18 российских рублей (1$ примерно стоит 30 рос. рублей). Мне конфиденциально передали любопытный документ, а именно Инструкцию о местном налоге на продажу товаров в розничной торговой сети, утвержденную Решением Брестского областного Совета депутатов от 27 декабря 2002 года, №133. Так вот, пунктом 7 ставки налога на продажу устанавливаются в следующих размерах: для товаров иностранного производства, за исключением подакцизных товаров, 15% выручки от их реализации. Понятно, наши власти стремятся защитить отечественного товаропроизводителя - ведь для социально значимых товаров ставка налога только 2% с выручки от их реализации...
После того, как в августе в Беларуси были подняты закупочные цены на молоко, перерабатывающие предприятия молочной отрасли оказались в сложном финансовом положении. По словам одного из руководителей ОАО «Брестский молочный комбинат» практически весь ассортимент окажется с низкой рентабельностью. Уже сегодня остро ощущается недостаток инвестиций. Выход один: усилить работу по сокращению собственных затрат. Другого пути сегодня нет. Безусловно, будет поднят вопрос и со стороны акционеров. Из какого источника выплачивать дивиденды? Увы, о повышении (открытии пожарного крана) розничных цен речь не может идти - и так уже вровень с мировыми шагаем...
Общество , Экономика и бизнес
|