№ 47
20 ноября 2003 г.
Михаил Янчук
Думы о Думе,или Парадокс российской демократии
Есть в речах политиков унылых
Много и воды, и аргументов,
Только я никак понять не в силах,
Чем кастраты лучше импотентов.
И.Губерман
В НОМЕРЕ:


В калейдоскопе быстротекущей политической жизни с трудом успеваешь крутить головой, стараясь не упустить все эти саммиты, референдумы, парламентские и президентские выборы, обильно обсыпанные сахарной пудрой лукавой словесности и пустой шелухой чаще всего изначально невыполнимых предвыборных обещаний. Дурят народ.
Дурят всегда и везде, с наглостью и бесстыдством пробившихся из грязи в князи плебеев используя свое служебное положение, что называется у них вполне благообразно административным ресурсом.
Пока кипит и булькает каша, круто заваренная в Грузии минувшими парламентскими выборами, сотрясая устои трона Шеварднадзе за два года до официального истечения срока его правления, в сопредельной громадной России разворачивается политическая вакханалия на ристалище предвыборной борьбы за хлебные места в новом составе Государственной Думы.
Конечно, на предыдущем витке спирали развития российской демократии ровно четыре года тому назад (накануне сформировавших нынешний состав Думы выборов) ситуация в гораздо большей, чем нынче, степени напоминала политический апокалипсис. Тот самый, которым противоборствующие партии и предвыборные блоки остервенело пугали друг друга и дезориентированный всеобщим хоральным воем и извергаемым грязевыми вулканами компроматом электорат.
Времена изменились, и политическое будущее России сегодня уже не кажется скрытым во мраке и хаосе виртуальным монстром. Более того, оно практически полностью предсказуемо, и доминирующие тенденции его предстоящего развития на ближайшие годы достаточно четко видны даже невооруженным глазом. В этом плане недавняя «посадка» олигарха Ходорковского в «казенный дом» именно в канун предвыборной кампании наполняет цветовую гамму данного события новыми красками и смысловым значением. В живой природе это можно сравнить с так называемым предупредительным окрасом ядовитых рептилий или насекомых. В данном случае власть однозначно предупреждает крупный российский капитал о нежелательности его дальнейшего участия в политических игрищах, поскольку у каждого из олигархов в криминальном плане «рыльце в пушку», и в случае чего прокуратуре не составит большого труда сделать из этого обстоятельства соответствующие выводы.
Отмежевавшись таким образом от криминальной сущности олигархических «соцнакоплений», так называемая «партия власти» идет на выборы с открытым забралом и полной уверенностью в своей полной и безоговорочной победе. В разношерстной фаланге из 24 избирательных объединений, допущенных к гладиаторским боям на предвыборной арене, «Единая Россия» во главе с магистром ордена Борисом Грызловым выглядит абсолютным лидером, прущим вперед, как стадо слонов по худосочным всходам крестьянских огородов.
Играя административными мускулами в неуемном желании заткнуть рот всем и каждому, единороссы инспирировали принятие такого лютого закона о печати, что исполнение российскими журналистами в предвыборный период своих прямых профессиональных обязанностей стало практически невозможным. Пишущая публика негодующе возроптала в ответ на оную пришибеевщину и обратилась в Конституционный суд и к компетентным медународным организациям. В результате судебного разбирательства справедливость была восстановлена, однако сам факт данного инцидента красноречиво свидетельствует о масштабах использования единороссами вышеупомянутого административного ресурса, не говоря уже об эксплуатации ими стабильно высокого в российском социуме рейтинга популярности Путина.
Наблюдая теледебаты лидеров партий и блоков по российским телеканалам, не перестаешь удивляться мелкотравчатости и никчемушности этого представления. Ибо в подавляющем большинстве речь вовсе не идет о стратегии и принципах государственного обустройства современной России, но зато почти каждый политический пигмей до предела надувает щеки, стремясь на уровне аргументации «Сам дурак!» побойчее «отбрить» оппонента.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но пестрота и лоскутность современного политического одеяла России могут привести к феномену, когда в результате довольно демократических выборов из-под этого одеяла на белый свет выползет парламент однопартийного большинства. Учитывая, что большинство это будет принадлежать партии власти, страна получит фактически диктатуру, существенно ничем не отличающуюся от недавней диктатуры КПСС. Возникнет новая «ум, честь и совесть нашей эпохи», а ее лидер, парень с неэстетичной фамилией Грызлов, сначала в результате простой формальности станет спикером парламента, а затем, после второго срока путинского президентства, окажется главным претендентом на Кремлевский престол.
Досадно, что даже ввиду явно возникшей опасности демократического перехода к диктатуре, российские правые не выражают стремления к консолидации своих сил. Так, «Яблоко» вновь отвергло предложения СПС о совместном проведении предвыборной кампании. С одной стороны, понятно опасение Явлинского, имеющего право усматривать в Чубайсе рыжего троянского коня криминализованного капитала или тайного ставленника Кремля, но, с другой стороны, при неблагоприятном стечении обстоятельств ни «Яблоко», ни даже СПС поодиночке могут вообще не набрать «проходной балл» в Думу.
Нас, малых и суверенных, однако смущает то обстоятельство, что побег возрождения российского национального духа исподволь закручивается вокруг российской имперской идеи. Однако это, как говорится, сугубо наши проблемы (тем паче, что мы сами значительно обострили их своим заполошным стремлением к интеграции).
События и тенденции последних лет все отчетливее указывают, что реальную власть в России прочно держат в своих руках силовики, задавшиеся целью без резких перегибов и крутых поворотов вернуть стране в рамках демократического пути развития ее былое величие сверхдержавы. Объявленный ныне Путиным курс на наведение порядка в стране предусматривает, вне всякого сомнения, и восстановление государственного контроля над недрами, преступно отданными на откуп разного рода прохиндеям во время ельцинского правления.
Конечно, имея в своем распоряжении активно сотрудничающий с исполнительной властью парламент, можно гораздо быстрее и эффективнее перешерстить все потребное для этого богоугодного дела государственное законодательство, но одновременно возрастает и вероятность не контролируемых системой демократических сдержек и противовесов волюнтаристским «заносам» государственной колымаги на ее долгом пути из варяг в греки. Не может не возрастать при избыточной концентрации власти и угроза усиления коррупции во всех ее эшелонах. Но про это пускай уж болят головы у российских силовиков, а у нас, земялки, и своих болячек вполне достаточно.
Криминал , Таймер с Михаилом Янчуком
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика