№ 5
28 января 2004 г.
Олег МЕДВЕДЕВ
На скудном пайке
Чему может научить нищий учитель?
В НОМЕРЕ:

Идет шестой год школьной реформы из отведенных на ее реализацию двенадцати. Несмотря на то, что пройдена практически половина пути, интерес к осуществляемым переменам не ослабевает. Переход на пятидневку, новая система оценки знаний школьников, проблемы воспитания, взаимоотношения школы и вуза — эти и многие другие вопросы волнуют не только педагогов и учащихся, но и родителей, практически всю общественность. Свой взгляд на происходящие в образовательной сфере процессы — у Николая Константиновича КОВША, кандидата педагогических наук, многие годы проработавшего в органах управления образованием, отраслевом профсоюзе.
Сегодня о нынешней системе образования можно услышать разные суждения. Кто-то продолжает считать нашу школу лучшей в мире, а кто-то, наоборот, подвергает её серьёзной критике. А что Вы, Николай Константинович, думаете по этому поводу?
Полагаю, следует избегать крайностей. Несмотря на неблагоприятную социально-экономическую ситуацию, в стране в основном сохранена сеть детских дошкольных и внешкольных учреждений, общеобразовательных и специальных школ. У нас по-прежнему весьма высокая «планка» образования, особенно по таким дисциплинам, как математика, физика, химия. Те, кто её успешно преодолевают, а затем получают высшее образование, как специалисты высоко оцениваются в развитых странах. Не случайны также успехи наших школьников на международных предметных олимпиадах.
А с другой стороны, выросшая в советской образовательной системе наша национальная школа сохранила в себе как её лучшие черты, так и существенные недостатки: господство авторитарной педагогики, перегрузку учащихся учебным материалом и т.д. Кроме того, налицо всё усиливающиеся противоречия между требованиями к школе и, я бы сказал, беспощадной реальностью, жизнью.
Что имеете в виду? Можете конкретизировать?
Например, перед школой ставится задача воспитания личности — мыслящей, творческой, инициативной. Всё верно. Так и должно быть, коль мы в статье 1 Конституции РБ провозгласили построение демократического правового социального государства. А что происходит в реальной жизни? Подавление инакомыслия, попытки загнать молодежь в единую организацию, в рамки новых идеологических стереотипов. Да и можно ли обеспечить демократический характер управления учебными заведениями, если практически вся система в стране пропитана авторитаризмом?
Что же можно ожидать от школьной реформы? Ведь споры вокруг нее не утихают. Число недовольных проводимыми нововведениями не уменьшается...
Давайте исходить из того, что цели школьной реформы в общем-то благие: сохранить все лучшее, что было в советской школе, и, творчески используя мировой опыт, перейти на качественно новый уровень образования.
Что мы имеем на практике? Наиболее сильным звеном системы образования является, на мой взгляд, её высокий кадровый потенциал. Более 86% педагогических работников имеют высшее образование, свыше 60% - высшую и первую квалификационные категории. Наша область практически вышла на кадровое самообеспечение. Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина, Барановичский высший педагогический колледж, Пинские индустриально-педагогический и педагогический колледжи ежегодно выпускают около 1200 молодых специалистов и обеспечивают потребности в квалифицированных педагогических кадрах.
Однако изначально не было просчитано, какие дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы потребуются. Более того, в программе записано, что «финансирование расходов на осуществление реформы школы будет производиться в пределах средств, предусматриваемых Государственным бюджетом Республики Беларусь на образование на очередной финансовый год», т.е. без выделения дополнительных средств. Для сравнения: правительство Российской Федерации, рассматривая программу модернизации своей школы, взвесив финансовые возможности страны, отложило решение вопроса о переходе на 12-летний срок обучения как минимум до 2006 года.
Мы же пытаемся нищую, на протяжении многих лет финансируемую по остаточному принципу школу перевести на качественно новый уровень без привлечения дополнительных средств. И это при том, что требования к объёмам финансирования образования, заложенные в ст. 53 Закона об образовании, в полной мере не выполняются. Удельный вес бюджетных средств по отношению к ВВП в последние годы составляет около 6% вместо 10%, предусмотренных законом. Попытки как-то сократить расходы на образование за счёт закрытия малокомплектных сельских школ, сокращения численности административно-хозяйственного аппарата, введения платного обучения и дополнительных платных услуг — все это вряд ли существенно поможет образовательной сфере.
Говорят, дешёвое образование не может быть качественным. Вы согласны?
Абсолютно согласен! Хронически не хватает средств на приобретение школьной мебели, оборудования для школьных лабораторий, столовых и мастерских. Настоящей головной болью становится и ремонт школьных зданий, всё более перекладываемый на плечи педагогов, техперсонала, родителей. Отсюда и сбор денег с родителей, и хождение к спонсорам с протянутой рукой... И это при официально бесплатном образовании! В таких условиях одной из самых незащищённых фигур в системе образования становятся руководители этих учреждений, вынужденные несмотря на официальные запреты идти на всевозможные нарушения. К тому же необходимость заниматься несвойственными функциями не может не сказаться на учебно-воспитательном процессе в школе.
Но, пожалуй, самое главное — крайне низкий уровень оплаты труда работников системы образования. Сегодня «новые бедные» - это специалисты с высшим образованием. Ставка оплаты молодого педагога с высшим образованием составляет 107 тысяч рублей (при бюджете прожиточного минимума в декабре прошлого года — 120 тысяч рублей). Посему учитель теперь - наполовину «обучатель», а наполовину «землекопатель», строитель, торговец, ибо ему надо как-то выживать. В общем, пока социальный статус учителя будет оставаться на нынешнем крайне низком уровне, декларации о приоритетности образования не будут приниматься всерьёз. И сколько бы ни «влюбляли» студентов в школу, многие из них, причём не самые худшие, любыми путями пытаются трудоустроиться там, где более приемлемая оплата труда. Как сказал Л.Фейербах: «Если в теле твоём не хватает питательных веществ, то и в голове твоей нет места для нравственности». Можно добавить: история не знает ни одного случая, чтобы какая-то страна разорилась, вкладывая деньги в образование. Разоряются, напротив, из-за непонимания важности этой сферы и неразумного желания на ней сэкономить.
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика