№ 48
27 ноября 2003 г.
Михаил Янчук
К возрождению номенклатуры призвал Александр Лукашенко
Наш путь извилист, но не вечен,
в конце у всех — один вокзал;
иных уж нет, а тех долечим,
как доктор доктору сказал.
И.Губерман
В НОМЕРЕ:

»Кадры решают все!» — этот категорический императив лозунгомании первых пятилеток, дробящий на элементарные составляющие фундаментальную философскую концепцию бессмертного марксистко-ленинского учения о роли личности в истории, был просто обречен наперекор ветрам перемен остаться у нас в республике в полной неприкосновенности. Примерно как древний мамонт или шерстистый носорог, вдруг открывшийся изумленному взору случайного путешественника в подмытом талой водой слое вечной мерзлоты.
И даже не потому, что наш нынешний вождь подвизался некогда в войске в должности замполита или вследствие того, что наша республика уже давно стала своеобразным резерватом непреходящих ценностей развитого социализма (включая и воинствующий совковый менталитет) на всем постсоветском пространстве. Просто вышеупомянутый лозунг о первичности и приоритетном значении кадровой политики, как мне кажется, верен сам по себе и потому в нашем «памяркоўным» белорусском социуме не мог быть отринут в угоду преходящим соображениям политической конъюнктуры.
Тем более что и сам Лукашенко еще до своего президентства искренне (насколько это качество вообще имеет место в эмоциональном и ментальном спектре его авантюрной личности) собирался делать ставку исключительно на высоких профессионалов своего дела. Так, в вышедшей минувшим летом в одном из смоленских издательств книге бывшего секретаря обкома, бывшего (уже при Лукашенко) министра сельского хозяйства, а потом и бывшего заключенного Василия Леонова «Работа над ошибками» упоминается эпизод, когда автор книги еще за два года до избрания первого белорусского президента задал Александру Григорьевичу вопрос, что тот будет делать, став президентом страны. «Я позову профессионалов и дам возможность им работать», — уверенно ответил тогда коллеге-депутату наш нынешний кормчий.
Мудрые слова, достойные вождя нации, и как знать, сколь далеко мы могли бы сегодня быть впереди своих ближайших соседей (включая прибалтов и поляков), если бы у новоявленного «батьки» благие намерения столь фатально не разошлись с их воплощением и принцип подбора кадров от критерия выского профессионализма не девальвировался бы до характерного всем авторитарным режимам критерия личной преданности. Даже большевики после Октябрьского переворота, убежденные во мнении, что дети кухарки должны управлять государством, мобилизовали для профессиональной деятельности царских специалистов. У нас же профессионала Богданкевича заменил на ответственнейшей финансовой должности строитель Прокопович, Академию наук возглавил преуспевающий чиновник, а Генпрокурором страны стал человек, вообще не имевший на тот момент законченного юридического образования. Нонсенс? Конечно. Я бы сказал даже — полная профанация.
В пятницу в Минске завершил работу постоянно действующий семинар работников республиканских и местных государственных органов. По уже сложившейся традиции очередное заседание этого семинара продолжалось два дня, на протяжении которых высокопоставленные (и не очень) участники образовательного действа мудрствовали на тему «Кадры управления в современных условиях».
Итоги очередного мозгового штурма своей доблестной управленческой гвардии на заоблачные командно-административные высоты по той же устоявшейся традиции подвел Александр Лукашенко.
В своем выступлении Лукашенко напомнил соратникам, что к 2005 году благосостояние нашего народа должно увеличиться в два раза, а ВВП вырасти на сорок процентов. Трудно сказать, по законам какой логики сочетаются в руководящих умах придворных аналитиков эти явно нестыкующиеся между собой цифры, но по мнению вождя его дерзновенные замыслы вполне осуществимы, если руководители на местах выполнят свои обязанности, проявив максимум энергии, разворотливости, компентентности. Мнится мне, земляки, что от всей этой руководящей арифметики за добрую версту веет махровым шаманством и заклинанием духов командно-административной системы.
А вот по части коррупции Лукашенко прав безусловно — зрит в корень. Уровень коррупции у нас действительно самый низкий по СНГ (сказывается отсутствие давления криминального бизнеса и олигархических капиталов с одной стороны и активность в борьбе со мздоимством «компетентных органов» — с другой). Однако нет основания почивать на лаврах, ибо ловкий змей коррупции довольно свободно шастает в широкой кроне властного древа (за последний период выявлено более 800 случаев взяточничества и злоупотребления служебным положением), и при обилии развитых многовековой традицией форм и методов своекорыстного стяжательства (вплоть до увековеченных в литературе взяток борзыми щенками) ухватить его дланью закона за скользкий подвижный хвост очень непросто.
»Мы должны быть властью для народа на деле», — подчеркнул Лукашенко, косвенно признавая тем самым, что на данный момент разнокалиберные деятели его героической администрации таковой властью, по всей видимости, не являются. В сфере назревших новаций он указал на необходимость создания современной системы кадрового учета, основанной на достижениях информационных технологий. Система должна включать в себя постоянно обновляемый резерв управленцев, планировать их карьерное продвижение, выявлять молодые таланты (разумеется, прежде всего в преданных вождю рядах «лукомола») и содействовать их самореализации.
Не напоминает ли все это нам, други мои, нечто до боли знакомое? Не стоит избыточно напрягать извилины, дабы увидеть за частоколом президентских рекомендаций контуры касты так называемой «номенклатуры» времен правления КПСС, питаемой идеологически подкованными выдвиженцами ленинского комсомола (чаще всего озабоченными своей карьерой циничными приспособленцами).
А как же с подлинными профессионалами своего дела? Увы, прошли те времена, когда, как пишет в своей книге Василий Леонов: «И Лукашенко не мешал. Можно было спорить с Минфином, Минэкономики, банками, даже с самим Лукашенко и добиваться своего».
В воскресенье вечером грузинский президент Эдуард Шеварднадзе уступил-таки давлению оппозиции и объявил о своей отставке. Наверняка решающую роль здесь сыграло озвученное в конце ушедшей недели заявление США, объявивших недавние парламентские выборы в этой стране подтасованными и тем самым открывших у грузинской оппозиции второе дыхание. Эмиссар Кремля министр Иванов (грузин по матери), срочно прибыв в Тбилиси, довел дело до логического конца и бескровной развязки. Теперь темпераментные дети гор недельку-другую будут обмывать победу своими цинандали и хванчкарой, а затем сыр-бор в преддверии новых (теперь уже, пожалуй, двойных) выборов загорится опять. В конечном итоге уход Шеварднадзе вполне может обернуться для Грузии началом периода политической нестабильности. Около 30 лет тому назад, прибыв в республику на должность 1-го секретаря КПГ, он во время представления партийной элите получил из зала записку: «Мы тебя убьем». Спокойно зачитав в микрофон угрозу, Шеварднадзе добавил: «Только когда будете убивать, помните, что следующий Первый секретарь КПГ будет наверняка с русской фамилией».
Общество , Таймер с Михаилом Янчуком
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика