№ 9
26 февраля 2004 г.
Михаил Янчук
Игра на трубе
Хорошо иметь в догадке,
Ту примету на Руси,
Что в дому, где бабы гладки,
Там напиться не проси.
А.Твардовский
В НОМЕРЕ:


Если бы накал страстей и впрямь обладал термальными свойствами, то боюсь, земляки, что проходивший на минувшей неделе в Раубичах IX чемпионат Европы по биатлону, невзирая на режим наибольшего благоприятствования со стороны погоды, мог оказаться под угрозой (ибо от кипящих эмоций снег таял бы). Надо отдать должное организаторам соревнований, в это меркантильное время удержавшимся, однако, от искушения сделать платным вход на территорию спорткомплекса на период чемпионата и тем самым обеспечившим нашим «стреляющим лыжникам» максимально возможную зрительскую поддержку.
Однако ничуть не уступал спортивному и шквал политических страстей, разразившийся после известия об отключении белорусской транзитной «трубы» от доселе исправно питавших ее российских газопроводов. Уже сам факт, что менее чем через сутки белорусский участок магистральных газопроводов вновь начал заполняться, красноречиво свидетельствует, что замыслы злокозненных россиян на самом деле не были столь уж варварски жутки и ужасны своими последствиями, как это следовало из негодующих заявлений официозных средств массовой информации и митинговавших перед зданием российского диппредставительства четырех сотен наших с вами соотечественников.
Высокохудожественно изобразивший глубочайшую обиду Александр Лукашенко со слезой и чувственной модуляцией в голосе призвал свое окружение найти эти «какие-то двести миллионов», дабы оплатить российский газ «на условиях Путина», ибо за этим стоят-де ни в чем неповинные люди, в числе коих немцы, поляки, литовцы, калининградские русские. Фактически открытым текстом обвинив «кремлевское руководство» в экономическом терроризме, наш кормчий интенсивно вживался в роль народного заступника и защитника интересов Европы перед варварами-московитами, дерзнувшими в самый разгар морозов демонстративно побаловаться газовой заслонкой.
При этом в пароксизме справедливого негодования где-то «за кадром» все время умудрялся оставаться простой вопрос: по чьей конкретно вине до сих пор не заключены договоры на поставку в нашу республику природного газа на давно уже, между прочим, начавшийся 2004 год? Ведь если нет договоров с конкретно установленными и взаимно согласованными ценами и объемами, то вполне естественно, что нет и газа, поскольку еще малообразованный, но богато умудренный житейским опытом герой Ильфа и Петрова однозначно сформулировал основной закон экономических взаимоотношений между поставщиками и потребителями в ответе на вопрос о приоритете денег над стульями.
Разумеется, ежу понятно, что центром кристаллизации всех наших нынешних окологазовых проблем является упорное (и вполне понятное) нежелание Лукашенко продать российскому «Газпрому» половину собственности «Белтрансгаза» по балансовой стоимости. Получив практически полную монополию на контроль за экспортной «трубой», лихие парни, уже сейчас стремящиеся полностью «заказывать музыку» на газовом рынке, обретут давно желаемую возможность диктовать потребителям свою ценовую политику.
Особенно упирал наш «батька» в своем эмоциональном и многократно повторявшемся по электронным СМИ для широкой аудитории выступлении на тот глубоко возмутительный для русофобствующей публики факт, что господин Миллер и его коллеги грубо попирают священные каноны панславизма, внося тем самым элементы раскола в и без того далекие от идеала экономические взаимоотношения трех славянских республик.
В частности, за транзит газа по территории Украины россияне платят более одного доллара за расчетную единицу, а Беларуси предлагают лишь пятьдесят центов. Кроме того, они разрешают Украине продавать в Европу большое количество газа по ценам, более чем вдвое (100-110 долларов) превышающим для Украины его стоимость, составляющую 50 долларов США, что позволяет нашим соседям легально «наваривать» сотни миллионов «баксов».
По странной логике хозяев «Газпрома» союзная Беларусь подобного эксклюзива не заслуживает (по крайней мере, до тех пор, пока «Белтрансгаз» остается в собственности республики), не говоря уже о соблюдении ранее достигнутых договоренностей о равных экономических условиях для субъектов хозяйствования России и Беларуси, предполагавших продажу энергоносителей нашей республике по тарифам пятого ценового пояса (Смоленская область) внутрироссийской тарифной сетки.
Кроме того, совершенно очевидно, что подорожание энергоносителей (в данном случае природного газа) обернется существенным понижением конкурентоспособности белорусских товаров на российском внутреннем рынке. А это в свою очередь делает практически никчемушным запланированный на текущий год 10%-ный прирост ВВП (в частности, в сфере промышленности, ибо совершенно очевидно, что нет никакой необходимости производить, если заранее известно, что будет невозможно продать).
Прекрасно понимая, что объявленный им годом ускорения и качества 2004-й может «пустить пузыри» еще в процессе отхода от пристани, наскочив на рифы подорожания энергоносителей, наш кормчий зело борзо разгневался и повелел немедля произвести полную «инвентаризацию» всех российско-белорусских договоров, явно намереваясь «выложить на стол» кремлевскому руководству солидную кипу белорусских претензий. Общеизвестно, что гнев — далеко не самый лучший советчик, тем более в международных делах, но наш лидер не привык миндальничать, тем более будучи убежденным, что «газовый вопрос» надолго и всерьез отравил атмосферу белорусско-российского сотрудничества.
По логике, нынешний конфликт между Москвой и Минском (учитывая малость оставшегося до российских президентских выборов времени) играет на руку единственно политическим противникам Путина. Но объективности ради надо заметить, что политические позиции самодержца российского сегодня достаточно прочны для того, чтобы сколь бы то ни было усомниться в его победе еще в первом туре этих выборов. И тут тихой подводной лодкой в степях Украины непременно всплывает вопрос: а на кой, извините, ляд сдалась тогда вся эта российская предвыборная катавасия?
Отвечу, други мои, в меру своего разумения. Жизнь продолжается, и Путин, персонифицировавший своей особой идеалы и устремления российских силовых структур, на третий срок, подобно верховному правителю какой-нибудь «банановой» республики Туркменистан, баллотироваться не будет — не тот уровень. А раз так, то уже сейчас фактически идет заявка возможных претендентов в кандидаты на российские президентские выборы 2008 года. Ибо что бы там ни говорили, а мысль о том, что «старый друг лучше новых двух» не вчера родилась и даже в политике вполне справедлива.
Но это уже своего рода «лирическое отступление». Возвращаясь же непосредственно к газовому вопросу, надо констатировать, что как (по мнению одного из Людовиков) «Париж стоит мессы», так и наш с вами, дамы и господа, национальный суверенитет вполне стоит утраченных иллюзий, которыми нашим согражданам столько лет кряду дурили головы бывшие замполиты и их «боевые листки», превратившиеся в средства массовой информации. Как хотите, а меня нисколько не умиляет рожденный где-то в глубинах нездоровой утробы национального телевидения дебильный сюжет, по которому энергичная бабушка, осевшая в нашей республике бывшая жительница Заполярья, собирает по подворьям односельчан подаяние (своеобразную «десятину» их скудных пенсий) на решение газовых проблем приютившей ее Беларуси.

Таблица
Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, где сегодня лучше живется населению, в Беларуси или в России?», %
Вариант ответа Все население
В России 31,4
Одинаково 31,6
В Беларуси 28,6
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика