№ 42
15 октября 2003 г.
Иван ГОМОНОВ
По министерскому заказу...
на склад работает колектив «Брестсельмаша»
В НОМЕРЕ:

Сегодня не только на складах, но и в сборочном цехе ОАО «Брестсельмаш» скопилось порядка семидесяти практически готовых агрегатов поверхностного внесения минеральных удобрений. Продукция загромождает заводские площади еще с весны, хотя ее очень ждали к началу полевых работ.
Ситуация нелепая. «Омертвлено» более одного миллиарда оборотных средств акционерного общества. Разбрасыватели теперь приносят предприятию сплошные убытки, хотя собирались под министерский заказ в рамках государственных программ «Сахар» и «Лен».
Еще в начале марта 2003 года на «Брестсельмаш» из Минсельхозпрода пришло письмо, в котором содержалась просьба «во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. 169 «О мерах по увеличению производства сахара из сахарной свеклы» обеспечить изготовление и поставку свеклосеющим сельскохозяйственным организациям к началу проведения полевых работ агрегатов для поверхностного внесения минеральных удобрений АВУ-08, укомплектованных импортными рабочими органами — 70 штук. В конце февраля было отправлено также письмо из Минсельхозпрода, в котором ставилась задача изготовить 62 разбрасывателя для льнозаводов республики. И если по программе «Лен» они худо-бедно, но расходились, то по программе «Сахар» дело застопорилось наглухо. Конечно, в первую очередь сказалось тяжелейшее финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, их закредитованность, что называется, «под завязку». Скажем, на финансирование программы «Сахар» из республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей выделено ни много ни мало 10,5 млрд.рублей. Хозяйствам предоставлена возможность брать кредиты на семь лет под 4% годовых. Но пока освоено всего 2,3 млрд. выделенных средств.
Чтобы выполнить указания Минсельхозпрода, производителю приходится залезать в финансовую кабалу. Например, «Брестсельмаш» для закупки немецких редукторов, других комплектующих вынужден брать в одной из финансовых компаний под собственные гарантии кредиты в белорусских рублях под 48% и валютные — под 18% годовых. Эти кредиты — вернее, проценты за их пользование — надо было погасить до 9 октября. Но где взять деньги, если заказанные государством в лице Минсельхозпрода разбрасыватели, по качеству не уступающие импортным аналогам, зато в полтора раза дешевле, оказались до сих пор невостребованными? Вольно или невольно Министерство «перекрыло кислород» родному товаропроизводителю.
А тут еще одна «подстава». Совсем недавно свет увидело Постановление Совета Министров Республики Беларусь 1151 от 3 сентября 2003 года «О предоставлении гарантии Правительства Республики Беларусь в погашении кредита АКА «Аусфюркредит — Гезелльшафт мбХ» (Германия). В документе, в частности, черным по белому записано: «Предоставить гарантию Правительства Республики Беларусь банку АКА «Аусфюркредит — Гезелльшафт мбХ» (Германия) без предоставления гарантии белорусского банка в погашении кредита в сумме 3521919,94 евро, выдаваемого этим банком открытому акционерному обществу «Сберегательный банк «Беларусбанк» для оплаты 85 процентов стоимости техники по возделыванию и уборке сахарной свеклы, поставляемой в соответствии с контрактом от 10 апреля 2003 года (номер контракта мы специально не указываем — Ред.), заключенным между областным коммунальным унитарным производственно-торговым предприятием по оказанию комплекса агротехнических, агротехнологических, агрохимических и снабженческо-торговых услуг «Брестоблагросервис» и фирмой «Штотц Агро-Сервис ГмбХ и Ко. КГ», а также об уплате процентов по указанному кредиту и иных платежей». Если правительство представляет в погашении иностранного кредита гарантию, это уже серьезно.
Зная ситуацию на «Брестсельмаше», я позвонил в «Брестоблагросервис» с единственной целью — какую конкретно технику по возделыванию сахарной свеклы собирается поставлять нам западная фирма, а именно, есть ли в перечне разбрасыватели минеральных удобрений, аналогичные нашим, и если да, то по какой цене.
Реакция генерального директора «Брестоблагросервиса» Василия Григорьевича Сивака на мой звонок была крайне негативной. Он не только отказался рассказать что-либо о заключенном с немцами контракте, но и пролить свет на некоторые положения постановления. А ведь мной, поверьте, двигал не праздный интерес. Дело в том, что в пункте 3 правительственного документа недвусмысленно записано: «Установить, что в случае невыполнения областным коммунальным унитарным производственно-торговым предприятием... «Брестоблагросервис» обязательств по погашению и обслуживанию кредита банка АКА «Аусфюркредит — Гезелльшафт мбХ» (Германия) платежи по нему производятся Министерством финансов за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и подлежащих перечислению в бюджет Брестской области». Получается, что если финансовые обязательства со стороны «Брестоблагросервиса» будут провалены, то врачи, учителя и другие «бюджетники» могут остаться без зарплаты? Сомнения усилились после того, как я встретился с руководством областного управления АСБ «Беларусбанк» и узнал, что на момент подготовки статьи между областным управлением АСБ «Беларусбанк» и «Брестоблагросервисом» договорные отношения по реализации вышеназванного Постановления Совмина РБ еще не установлены...
Правда, звонок в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома в определенной степени снял камень с души. Во-первых, брестские и немецкие разбрасыватели отличаются техническими характеристиками. Если емкость нашего агрегата АВУ-08 составляет до одной тонны удобрений, то импортного — до пяти, и используются немецкие разбрасыватели в основном в механизированных отрядах. Наш — навесной, импортный — на колесах. Однако два немецких агрегата стоят примерно столько же, как три «брестсельмашевские». А что лучше, решать только самим хозяйствам.
Во-вторых, у «вертикали» уже родилась идея (или мнение — как угодно), чтобы гарантом в обслуживании кредита немецкого банка выступило еще одно промышленное предприятие. В этом качестве может рассматриваться ОАО «Жабинковский сахарный завод». По крайней мере, в ближайшие дни этот вопрос собираются выносить на общее собрание акционеров завода. Только захотят ли владельцы ценных бумаг брать на себя непредвиденную статью расходов?
И еще один момент. Историей с погашением кредита немецкого банка заинтересовались (по нашей информации) некоторые депутаты Брестского областного Совета. В любом случае интересы отечественного товаропроизводителя не должны ущемляться, независимо от суммы сделки, даже валютной.

Комментарий юриста

Любое государство защищает в первую очередь своего производителя. Для этого и вводятся ввозные пошлины, всевозможные квоты и иные запретительные меры. Ведь свой товаропроизводитель — это рабочие места, налоги, экономическая независимость от внешних рынков. В данном случае взяли кредит под условие закупки техники страны-кредитора. При этом аналогичная техника производится в республике.
Мне бы было понятно, если бы руководство области взяло кредит и эти деньги передало бы не немецкой стороне, а белорусским предприятиям. Простой расчет показывает, что средств сегодня хватило бы на производство необходимой техники не для одной области, а как минимум для трех.
Эти деньги поддержали бы собственного производителя, выпускающего сеялки для точного высева семян, агрегаты для внесения удобрений, свеклоуборочные комбайны и т.д.
Но этого не произошло по двум причинам.
Во-первых, подобный кредит немецкая сторона не выдаст, т.к. это ей невыгодно. Этим она финансирует конкурентов своих производителей подобной техники.
Во-вторых, за подобный кредит не выдается «комиссионное вознаграждение», составляющее в среднем 1-3% суммы кредита.
Возможно ли подобное в стране, которая предоставила кредит, — Германии?
Допустим, под гарантию правительства Германии одна из Земель (территориально-административная единица Германии — ред.) взяла в белорусском банке кредит под закупку белорусской техники на условиях данного кредита. При этом закупаемая техника производится в Германии. Мне думается, что и федеральное правительство Германии, и правительство Земли остались бы на своих местах не более 24 часов, т.е. времени, необходимого для начала расследования преступления против германского товаропроизводителя и налогоплательщика. Там подобное немыслимо. У нас — это рядовое явление, о котором даже не стыдно говорить.
Фактически немецкая сторона руками белорусских чиновников устранила своих конкурентов в лице белорусских товаропроизводителей аналогичной техники для поставки ее в Россию.
Почему для брестских чиновников не обязательно исполнение Указов и Декретов, издаваемых Президентом РБ, касающихся защиты собственного товаропроизводителя?
Куда смотрит армия контролеров, которые, зная о подобной сделке, ее не остановили?
Обращает на себя внимание, что п.2 Постановления СМ РБ обязывает Брестский облисполком погасить кредит за счет средств целевого бюджетного фонда стабилизации экономики. Значит, средства в области имеются, т.к. каждое предприятие регулярно перечисляет туда взносы. Тогда зачем брать этот кредит?
Если колхозы и совхозы не могут выкупить уже готовую белорусскую технику по цене 3 тыс. евро — неужели они найдут средства, чтобы покупать немецкую по 5 тысяч евро? Таким образом, подобные финансовые операции брестского чиновничества ударят не только по белорусским товаропроизводителям, но и по рядовым гражданам области.

Игорь КАБАЛИК
Экономика , Экономика и бизнес
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика