№ 40
1 октября 2003 г.
Иван ГОМОНОВ
Бетонная тяжесть долгов
Под нею прогибается строительная отрасль
В НОМЕРЕ:

В не такие уж далекие «застойные» времена брестский строительный трест 8 входил в число ведущих организаций отрасли не только республики, но и бывшего Союза. Его название три пятилетки подряд было занесено на Всесоюзную Доску почета ВДНХ СССР.
Как вспоминает заместитель управляющего трестом Павел Никитич Иваровский, проработавший здесь более четверти века, тогда (середина 80-х) были годы расцвета предприятия. При проектных мощностях 50 млн. рублей (естественно, в тех стабильных ценах) тресту заказы предлагались до 125 млн. рублей.
Никаких проблем с финансированием не наблюдалось. Во-первых, сам Стройбанк не только открывал кредитную линию, но и собирал ресурсы. Во-вторых, заказчики рассчитывались с трестом сразу же по факту сдачи объектов. Возникала единственная проблема — перебои с материальным обеспечением под повышенные объемы.
Сегодня ситуация повторяется с точностью до наоборот. Денег у заказчиков, как правило, не хватает ни в начале, ни в конце строительства. Напряженка с кредитными ресурсами у банков, которые не всегда могут помочь членам жилищно-строительных кооперативов и индивидуальным застройщикам. Со строителями рассчитываются несвоевременно, и это принимает хроническую форму. Скажем, только стройтресту 8 на 1 сентября 2003 года долг заказчиков составил 1,7 млрд. рублей, за двадцать пять дней оплачено из этой суммы всего 297 млн. рублей.
Естественно, при финансовых неурядицах на всех уровнях мощности предприятия оказались загружены почти вдвое меньше.
Как результат, последовала реорганизация и сокращение аппарата управления и структурных подразделений. Павел Иваровский рассказывает, что пришлось сначала переводить из Малориты в Брест, а впоследствии ликвидировать строительное управление, объединять в одно целое СУ-245 и СУ-158 в Бресте. Незавидная судьба постигла и завод железобетонных изделий, который располагался на двух территориях — по ул.Героев обороны и в микрорайоне «Восток». Так вот, по ул.Героев обороны приозводство пришлось полностью свернуть.
Особо Павел Никитич заострил внимание на проблеме возведения жилых домов. В прошлые годы трест сдавал до 60 тысяч кв. метров жилья в год, теперь — не более 20 тысяч кв. метров. Жилье строить нынче просто убыточно. Договоры заказчики со строителями заключают по так называемому прогнозному индексу инфляции. Так, Минэкономики РБ рассчитало, например, что инфляция в текущем году составит 20%. За девять месяцев по прогнозу она должна была не превысить 14%, на деле достигла 22%. Такой «зазор» в 8% трест вынужден закрывать теперь за счет собственных средств, а это неминуемые убытки. Например, на строительстве жилых многоэтажных домов в микрорайоне ВМР-6 СУ-98, СУ-116 и СУ «Строймонтаж» по этой причине они составили от 50 до 60 млн. рублей. А учитывая, что договоры на эти объекты заключались еще в прошлом году, от заказчика трест в сентябре 2003 года получил денег на 15% меньше, чем по реально складывающимся ценам.
Правда, более-менее выгодно возводить жилье стало по инвестсистеме, где стабилизировалось финансирование. Квартиры здесь выставляются на продажу, и трест уже построил три дома.
К сожалению, ахиллесовой пятой для стройтреста 8 стали бюджетные объекты. Известно, что и местные, и республиканские бюджеты испытывают серьезные трудности. В декабре 2002 года практически сдана центральная городская больница. Ее строительство финансировалось из республиканского бюджета, средства выделялись неритмично. После ввода заказчик рассчитывался в течение шести месяцев, задолженность превышала 450 млн.рублей. Под оборотные средства пришлось тресту брать кредит под 40% годовых. В итоге издержки составили более 40 млн.рублей.
Похожая картина сложилась и вокруг легкоатлетического манежа, который простоял на консервации более десяти лет. Вновь его начали возвращать к жизни в январе этого года. И, приложив немало усилий, ввели в эксплуатацию в конце августа. Стройка финансировалась как из местного, так и из республиканского бюджета. Задолженность превысила 863 млн.рублей. И пока неизвестно, как и, главное, когда она будет погашена.
Возникает закономерный вопрос: может ли подрядчик через финансовые рычаги влиять на заказчика, в данном случае, КУП «Брестское городское управление капитального строительства»?
Вроде бы, может. Согласно постановлению Совмина РБ 1450 заказчик должен рассчитываться в течение десяти дней. За каждый просроченный день к нему могут быть применены штрафные санкции со стороны подрядчика в размере 0,15%.
Как рассказали мне компетентные люди, это в теории. Что взять с того же УКСа, если он сам открывает кредитную линию в банке? Другое дело, промышленное предприятие. Да и то овчинка будет стоить выделки только в том случае, если у строительной организации первоначального капитала окажется достаточно, чтобы оплатить довольно существенные судебные издержки. А это весьма проблематично...
Общество , Экономика и бизнес
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика