№ 40
1 октября 2003 г.
Галина БИРУЛЯ
Искусство учить...
Штрихи к портрету выдающегося педагога
В НОМЕРЕ:

Вам приходилось задавать вопрос взрослым людям: «Кто из школьных учителей остался в памяти? Кого и в зрелые годы не устаете благодарить?».
К сожалению, могу констатировать: большинство, подумав несколько минут, так и не могут вспомнить педагога, оставшегося в памяти не только человеком, влюбленным в свой предмет, но и прекрасным воспитателем. Иногда можно было услышать: «У нас были неплохие преподаватели. Но Вы же хотите услышать о выдающемся. Такой на моем пути не встретился».
Я хочу рассказать об Учителе (преднамеренно написала это слово с большой буквы, как он того заслуживает), о котором с восхищением вспоминают ученики. Таким педагогом русской гимназии г.Бреста, которая работала здесь с 1919 по 1939гг., был преподаватель русского языка и литературы, наш с вами земляк Владимир Васильевич Петручик.
Выпускник историко-филологического факультета Московского университета был влюблен в русскую литературу — нет, он поклонялся ей, как святыне.
И среди коллег Владимир Васильевич выделялся глубоким знанием своего предмета, высокой эрудицией и тем, что он, как и подобает настоящему учителю, не переставал учиться сам.
Печатные брошюры, автором которых был педагог Петручик, о А.Чехове, Ф.Достоевском, Л.Толстом являлись неповторимым углублением в суть произведений классиков русской литературы и представляли неоценимое дополнение к учебнику.
Выпускник русской гимназии 1933г. Василий Осташевский дал более развернутую характеристику своему любимому педагогу: «Владимир Васильевич Петручик, я думаю, был самым выдающимся педагогом в нашей гимназии. Он преподавал русский язык и литературу в старших классах. Его уроки по литературе были настолько интересны, что их ждали с нетерпением. Он мог артистически цитировать на память целые рассказы и длиннейшие отрывки из классиков. На его уроках никто не скучал, и все жалели, что урок окончился...
Зарплата наставников русской гимназии г.Бреста была небольшой, если не сказать мизерной, гимназия не финансировалась польским правительством. Прежде всего потому, что русская. И уж потом, что частная.
И педагоги согласны были получать немного, только бы дать возможность учиться в гимназии способным детям, родители которых не могли платить за учебу.
Пропаганду русской культуры вел Владимир Васильевич не только на уроках. Он также руководил «Ученическим литературным кружком имени А.С.Пушкина». Собрания кружка были посвящены, в основном, различным вопросам литературного характера, рефераты и доклады — отдельным писателям, устраивались «суды» над литературными героями (Базаров, Хлестаков, Онегин, Печорин). Дискуссии, по воспоминаниям гимназистов, часто затягивались на несколько часов, продолжались по дороге домой, а иногда и на следующий день не утихали споры.
Одним из ярких проявлений живого интереса к русской литературе были «Проблески» - литературный ученический журнал, именовавшийся иногда «Литературным сборником». Инициатором и издателем этого журнала - издававшегося типографским способом, в отличие от многих рукописных школьных публикаций - был Владимир Васильевич Петручик. Никитин Ростислав.
Паук настойчив, хотя мал. Сплел паутину он большую. Ее я нехотя порвал. Он в том же месте сплел другую. И в третий, и в четвертый раз Он плел на том же самом месте. Опять сплетет ли напоказ Или уже поставит крестик?
Шевель Алексей
Иные я вижу картины, Иные поля и луга. Не те в моем сердце порывы, Любовь и надежда не та...
Не нужно быть литературным критиком, чтобы сделать вывод: второе стихотворение подражательное. Зато оно свидетельствует, что поэзия Серебряного века коснулась и этой далекой территории. И заслуга в этом преподавателя русской литературы. Владимир Васильевич Петручик придерживался мнения немецкого поэта Гёте, что если кто хочет узнать писателя, он должен отправиться туда, где тот родился. Однажды учитель предложил всем гимназистам, имеющим велосипеды, совершить экспедицию в село Достоево - поместье, где родился Ф.М.Достоевский. И в «Проблесках» участники экспедиции поделились своими впечатлениями об увиденном на родине гения русской литературы.
В 1933г. гимназистами был инсценирован «Евгений Онегин», где роль француза Трике с блеском исполнял Владимир Васильевич. С большим энтузиазмом готовились в гимназии к Дням русской культуры, которые проводились ежегодно в июне.
В своих воспоминаниях Василий Осташевский пишет: «Самая замечательная черта характера Владимира Васильевича — это христианская доброта его как человека, это проявление его чуткости, например, по отношению к бедственному моему положению в те далекие годы. Он знал, что я зарабатывал на жизнь частными уроками (туберкулез колена моей сестры вынудил отца продать домашний скот для лечения сестры во Львове), и я задолжал в гимназию за право учения и мог быть не допущен к экзаменам на аттестат зрелости. Поскольку гимназия Владимиру Васильевичу не выплатила полностью жалованье, он расписался в ведомости как бы в получении суммы с тем, чтобы меня допустили к экзаменам и выдали аттестат.»
В гимназии работала касса самопомощи, которая занималась организацией помощи неимущим ученикам. От учителей руководил кассой Владимир Васильевич, были представители и от учеников, а выбирали туда честных, справедливых, добрых.
Большинство русских школ и гимназий в Польше просуществовало не более 5-6 лет и были либо закрыты, либо превратились в польские. А русская гимназия в Бресте работала 19 лет.
Но тучи сгущались и над нею. Из года в год росла тревога, что этот учебный год может быть последним.
Нужно было думать, как кормить семью, а семья у Владимира Васильевича выросла: кроме двух своих сыновей нужно было заботиться о семье рано ушедшего из жизни брата. В 1935 году Владимир Васильевич сдал экзамены при Пинской духовной консистории и был рукоположен архиепископом Полесским и Пинским Александром. Получив приход вблизи Бреста, он продолжал преподавать в гимназии. На уроках литературы прибавилась тема «Религиозные мотивы в произведениях русских классиков».
Есть такая заповедь: «Учитель, повторись в учениках». И здесь преуспел Владимир Васильевич. Его ученики сестры Валерия и Зоя Микуловские - профессора славистики Нью-Йоркского университета - внесли немалый вклад в культуру русского зарубежья. Михаил Монтвилов - инженер-гидролог, одновременно двенадцать лет преподавал русский язык и литературу в университете в Монпелье во Франции. Священники, которым прихожане дали высокие прозвища «златоуст», — епископ Бостонский Митрофан Зноско, настоятель Свято-Воскресенской церкви Евгений Парфенюк, протопресвитер во Львове Василий Осташевский тоже учились у Петручика.
Наступил 1939 год. Отношения с долгожданной русской, советской властью не сложились. Прежние заслуги учителя русской гимназии, верного русской культуре, не были приняты во внимание. Семью Петручиков выслали в Казахстан. Позже, при организации польской армии, он стал военным священником для православных военнослужащих.
Об этом периоде жизни написал из Австралии бывший его ученик Алексей Кескевич: «В боях у Монте-Кассино Владимир Васильевич переползал из окопа в окоп и нес утешение православным солдатам. Так что, будучи хорошим учителем, он был героем. После окончания боев и взятия горы Владимир Васильевич разговаривал с генералом Андерсом и настаивал, чтобы был поставлен хотя бы один православный крест. Генерал Андерс обещал. Таким образом на военном кладбище на горе Монте-Кассино треть крестов оказались православными».
Закончилась жизнь Владимира Васильевича в Англии, в Лондоне. На могиле по-русски написано: Протоиерей Владимир Петручик 1885 - 1954». Ушел в мир иной подвижник, который учил своих прихожан с тем же рвением и благодатью, как это делал в начале своей карьеры в должности учителя русской гимназии г.Бреста.

Галина БИРУЛЯ, ведущий научный сотрудник Брестского областного краеведческого музея
Общество , Культура
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ

РЕКЛАМА:

Яндекс.Метрика